Речь идет о тех кредиторах, чьи требования на момент открытия конкурсного производства находятся на исполнении в Службе судебных приставов. По общему правилу реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Возможность восстановления указанного срока законодательством не предусмотрена.

Однако в утвержденном 27.11.2019 г. «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2019)» (п. 21) содержится вывод о том, что для правильного определения начала течения указанного срока в отношении кредитора, являющегося взыскателем по исполнительному производству, правовое значение имеет не момент опубликования сведений об открытии конкурсного производства, а индивидуальная осведомленность такого кредитора о банкротстве должника. Как указал ВС, взыскатель, поручивший исполнение судебного решения государственной службе, специально созданной для этих целей, имеет разумные ожидания того, что он будет проинформирован путем индивидуального извещения об объективной невозможности продолжения процедуры взыскания, начатой по его заявлению, в связи с банкротством должника. Возложение на подобного взыскателя обязанности по самостоятельному отслеживанию публикаций о судьбе должника является чрезмерным, а срок закрытия реестра требований кредиторов должника для непроинформированного взыскателя нельзя признать пропущенным.

Иными словами, если взыскатель по исполнительному производству не был проинформирован о необходимости обращения с требованием в реестр требований кредиторов должника ни Службой судебных приставов, ни арбитражным управляющим, он может подать заявление о включении требования в реестр кредиторов должника после того, как ему станет известно о банкротстве должника, даже после истечения вышеуказанного двухмесячного срока. Требование такого кредитора будет подлежать включению в реестр.