ФНС обобщила практику ВС и КС за третий квартал 2017 года. Некоторые кейсы в очередной раз показали несовершенство налогового законодательства, некоторые – вплотную приближают нас к пониманию, что изменения не приводят к полноценной защите налогоплательщика и еще долго не приведут. 


Хотелось бы сделать общий обзор ситуации по текущему положению налогоплательщика, в том числе и с позиции практиков. Сначала остановимся на сверхконтроле. 


Самый «страшный» для налогоплательщиков налог – это НДС. Скоординированная деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей позволила решить проблему собираемости этого налога. Законодатели внесли в законодательство необходимые поправки, предоставляющие органам исполнительной власти полную свободу действий в отношении налогоплательщиков. Исполнительная власть создала дорогостоящие дата-центры и «загнала» налогоплательщиков в электронный документооборот. Более половины работы по выявлению недобросовестных налогоплательщиков автоматизировано. Остальное доделывают работники налоговой инспекции. А суды обеспечивают признание законными всех действий налоговых органов.

 Глобальный контроль деятельности налогоплательщиков привел к тому, что издержки по выстраиванию схем минимизации налога стали сравнимы с суммами самого налога. В результате утрачивается экономический смысл минимизации налога. В настоящее время налоговые органы, похоже, приступили к нанесению финального удара по схемам минимизации. Пользуясь тем, что сервера, на которые сдается налоговая отчетность, контролируются налоговыми органами, последние меняют по своему усмотрению информацию в налоговой отчетности организаций, являющихся, по мнению налоговых органов, потенциальными участниками схем минимизации налога. В результате у налогоплательщиков нет никаких шансов что-то доказать налоговому органу, поскольку, выражаясь языком игроков в карты, у налогового органа в рукаве столько тузов, сколько ему требуется. 

Увидеть, к чему это приведет – к уходу в тень внутри страны или к уводу капитала за рубеж, в места с более выгодными условиями налогообложения, – вопрос времени. Чем активнее трудятся органы власти, тем меньше времени потребуется.