В послании Федеральному собранию РФ в 2014г. Президент РФ предложил  на ближайшие 4 года зафиксировать действующие налоговые условия и не менять их. Действительно, с тех пор в налоговое законодательство не вносилось ни одной поправки об увеличении налогов и сборов, если не принимать во внимание налоговый маневр в нефтегазовом секторе. Тем не менее, Министр по налогам и сборам регулярно рапортует об увеличении налоговых поступлений в бюджет. Казалось бы, парадоксальное явление в условиях тотального спада экономики.
Однако, объяснение данного парадокса весьма простое. Министерство налогов и сборов РФ реализует масштабный план повышения собираемости налогов, который позволяет повышать налоговые поступления в бюджет без увеличения ставок налогов и сборов, а также расширения налоговой базы для их исчисления. Данный план предполагает три этапа.
На первом этапе увеличение поступлений в бюджет было обеспечено повышением собираемости НДС. Это произошло за счет автоматизации сбора и анализа данных по исчислению данного налога, предоставляемых налогоплательщиками. Благодаря автоматизации  незамедлительно после сдачи каждым налогоплательщиком декларации по НДС производится ее анализ и сравнение с данными налоговых деклараций, предоставленных контрагентами налогоплательщика. Это приводит к невозможности использования налогоплательщиками схем минимизации НДС. В настоящее время возможности увеличения собираемости НДС исчерпаны, и Министерство налогов и сборов РФ перешло к реализации второго этапа.
Второй этап, реализуемый в настоящее время, предполагает увеличение собираемости налогов за счет борьбы со схемами дробления бизнеса. Необходимо отметить, что законодательного запрета на дробление бизнеса нет. Однако незаконность применения схемы дробления бизнеса выводится из толкования правовых норм о налогах и сборах. Суть схемы состоит в том, что налогоплательщик, использующий упрощенную систему налогообложения (УСН), по мере развития бизнеса создает дополнительных субъектов предпринимательской деятельности, также применяющих УСН, чтобы замкнуть на них часть своего бизнеса и самому сохранить право на применение «упрощенки».
Нынешняя трактовка налогового законодательства говорит о том, что если создание дополнительных субъектов предпринимательской деятельности было обусловлено намерением сохранить право на применение УСН, то это незаконно. В этом случае при проведении налоговой проверки налогоплательщик будет признан утратившим право на применение УСН и ему будут доначислены налоги по общей системе налогообложения.
  Исходя из сложившейся ситуации, мы ожидаем, что после того, как борьба со схемами дробления бизнеса перестанет приносить бюджету желаемое увеличение поступлений, налоговые органы бросят основные силы на реализацию третьего этапа. Это  – выведение из тени заработных плат, которое позволит увеличить поступления в бюджет за счет НДФЛ, а также отчислений во внебюджетные фонды. По всей видимости, будет создана всеобъемлющая автоматизированная система контроля за расходами физических лиц. При выявлении существенного превышения расходов физического лица над его задекларированными доходами в отношении данного физического лица, а также его работодателя будет применяться система мер, призванная выяснить причины обнаруженного расхождения.
Итак, если ранее под сильным контролем государства оказывались крупные организации, то сейчас и средние компании, и мелкие предприниматели становятся объектом пристального внимания налоговой. А в будущем стоит ожидать повышения контроля за финансами физических лиц. И уже сегодня каждому из нас стоит быть осмотрительнее в принятии решений, связанных с финансами, заработком и налогами.