Пересмотр закона о банкротстве

30.01.2015

В конце 2014 года были вновь внесены существенные изменения в законодательство о банкротстве (закон от 29.12.2014г. № 482-ФЗ). Они во многом поменяли правила игры. Напомним, что за 2014 год это уже 6 нормативный акт о внесении изменений в закон о банкротстве. 

Часть изменений придала уже сложившейся судебной практике силу федерального закона. Так, в частности, для временного управляющего и лиц, участвующих в деле, закреплено право заявлять о пропуске сроков исковой давности при рассмотрении требований кредиторов в процедуре наблюдения. Ранее таким правом обладал только сам должник. 
Другие поправки, наоборот, закрепили в законе совершенно противоположные практике правила. Например, право залогового кредитора оставить в ходе торгов по продаже имущества предмет залога за собой, а также возможность продажи на торгах и социально значимых объектов. 
В целом, львиная доля корректив во многом меняет соотношение прав должника и кредиторов в пользу последних. Также значительно усиливается роль саморегулируемых организаций (СРО). 

Итак, что нас ждёт.
1) Повышен размер долга, при котором кредитор или должник вправе подать заявление о признании должника банкротом. Так, для обычных организаций–должников размер задолженности повышен до 300 тыс. руб., а для стратегических предприятий и субъектов естественных монополий – до 1 млн. руб. 
2) Новая редакция закона лишает должника, который сам инициировал банкротство, права выбирать арбитражного управляющего. Более того, должник обязан опубликовать в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц уведомление о намерении банкротиться - не менее чем за 15 календарных дней. На каждое уведомление посредством случайного выбора определяется СРО, которая выдвигает кандидатуру управляющего. Тем самым законодатель борется с недобросовестными должниками и «карманными» управляющими. 
3) Если же требования кредиторов обеспечены залогом имущества должника, то для таких кредиторов также существенно расширен список прав. Теперь они могут голосовать на собрании кредиторов: 
– по вопросу о выборе арбитражного управляющего или СРО из перечня арбитражного суда; 
– по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего; 
– по вопросу об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. 
4) Кроме того, законодатель значительно повысил статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Теперь СРО арбитражных управляющих представляет в Арбитражный суд: 
– информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям закона, 
– информацию об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры в деле о банкротстве.
Это дает право суду отказать кандидатуре арбитражного управляющего. 
Если вопреки этой информации суд примет решение утвердить управляющего, тот обязан (помимо обязательного страхования и дополнительного страхования в случаях, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») заключить договор дополнительного страхования ответственности. Размер страховой суммы должен быть не менее размера компенсационного фонда самой СРО арбитражных управляющих. Организация также вправе направлять в суд ходатайство об освобождении арбитражного управляющего от должности, при наличии для этого оснований. 
5) Расширен перечень сведений при подготовке отчетов о деятельности управляющего. На временного управляющего в процедуре наблюдения возложена обязанность подготовить: 
– финансовый анализ и заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, 
– заключение о наличии или отсутствии оснований для оспаривания сделок должника. 
Расширены полномочия временного управляющего: 
– по получению информации не только о должнике, но и о лицах, входящих в органы управления должника, 
– о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе. 
– сведения, составляющие служебную, коммерческую или банковскую тайну. 
6) Детализированы требования к проведению торгов в электронной форме по продаже имущества должника. Введена ответственность оператора электронной площадки за убытки, причиненные третьим лицам при проведении торгов. Внедрено понятие обязательного страхования ответственности оператора. Предусмотрено создание СРО операторов электронных площадок. Принципиально изменен порядок определения победителя торгов при продаже имущества должника путем публичного предложения. Так, если ранее победителем торгов в форме публичного предложения было лицо, которое первым в установленный срок подало заявку на приобретение имущества по цене не ниже начальной, то теперь такое лицо становится победителем только в том случае, если в этот же период иные заявки на приобретение имущества по той же цене отсутствовали. Если же заявок было подано несколько, побеждает максимальная заявка. 

Помимо изложенных выше кардинальных изменений ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», внесено много изменений уточняющего или детализирующего характера. Учитывая все возрастающее усиление ответственности арбитражных управляющих, настоятельно рекомендуем арбитражным управляющим детально изучить внесенные за последний год изменения в законодательство о банкротстве.