Налоговое бремя арбитражного управляющего

15.07.2015

Судебная реформа, объединившая в 2014 году Высший Арбитражный и Верховный суды, уже скорректировала правоприменительную практику. Например, январь 2015 года сумел подпортить настроение арбитражным управляющим и поправил их финансовые планы. Для понимания немного оглянемся на историю вопроса.


С 1 января 2011 года арбитражный управляющий не обязан быть индивидуальным предпринимателем: он стал «...субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой». То есть с этого момента должен уплачивать с доходов от арбитражного управления НДФЛ в размере 13%, а не 6% по упрощенке (УСН). Однако законом предпринимательство не было прямо запрещено, поэтому не все арбитражные управляющие поспешили избавиться от статуса ИП и остались на УСН. 
Двойственная ситуация и привела к возникновению судебных споров. 
Разногласия намеревался разрешить Высший Арбитражный суд РФ. В рамках дела №А26-10887/2012 арбитражный управляющий оспаривал решение налоговой инспекции, доначислившей ему налоги за 2011 год. ВАС не принял сторону налоговиков: нормы налогового законодательства не устанавливают прямой запрет на УСН для арбитражных управляющих в качестве ИП. Перечень лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, определен в налоговом кодексе и не подлежит расширительному толкованию. Арбитражные управляющие в нем не значатся. С такой позицией смирились и фискальные органы. 

В 2015 году уже объединенный суд принял совершенно противоположный судебный акт. Было указано, что полный и исчерпывающий перечень все же не дает арбитражным управляющим право оставаться на упрощенке только потому, что они в данный перечень не входят: «налогоплательщиками по упрощенной системе налогообложения признаются лишь организации и индивидуальные предприниматели», коими АУ не являются. 

Таким образом, в настоящее время существуют два противоположных судебных актов «высшей инстанции» со схожими фактическими обстоятельствами. 
Можно предположить, что в ближайшее время арбитражным управляющим следует ожидать проверок со стороны налоговых органов и доначисления налогов исходя из ставки НДФЛ 13%. При этом «глубина» проверки, согласно положениям налогового законодательства, составляет 3 года, поэтому доначислены налоги будут именно за этот период. Штрафов и пени за несвоевременную уплату налогов, по нашему мнению, удастся избежать, принимая во внимание существовавшую правовую неопределенность в этом вопросе.