Налоговый контроль: 5 роковых ошибок топ-менеджеров

15.03.2014

Бытует мнение, что российское налоговое законодательство – самое сложное в мире. Так и есть.

Когда в 1998 году был принят Налоговый кодекс, он продиктовал важный постулат: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика». Этот принцип некоторое время позволял эффективно защищать интересы налогоплательщиков. Однако фискальные органы стали выявлять несоответствия налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам уменьшать налоговое бремя, и принялись устранять их. С 2000 года было введено более 200 законов об изменении Налогового кодекса РФ, и все они направлены на сужение прав налогоплательщика за счет расширения полномочий налоговых органов. 
Летом 2013 года вновь принят пакет поправок, ужесточающий налоговый контроль. И наш опыт в очередной раз показал – столь объемное и частое изменение налогового законодательства приводит к тому, что топ-менеджерам компаний становится все сложнее ориентироваться в своих правах и полномочиях налоговых органов. Поэтому мы решили рассказать про основные ошибки руководителей и собственников при налоговом контроле. Предупрежден – значит вооружен!

1. Нет делегированию
В большинстве случаев при обращении налоговых органов руководитель делегирует общение с ними бухгалтерии. На практике это наиболее частая ошибка, которая приводит к доначислениям налогов. Во-первых, как бы ни был лоялен бухгалтер к своему работодателю, ему легче выполнить требования налогового органа, нежели разбираться в их обоснованности и законности. Во-вторых, бухгалтеры зачастую чувствуют себя априори виновными и поэтому стойко убеждены: «с налоговым органом нужно дружить». И в-третьих, ответственность за их поведение все равно ляжет на топ-менеджеров: главный бухгалтер и сотрудники бухгалтерии не несут ответственности за налоговые правонарушения! Отсюда и совет – необходимо самому или с привлечением узких специалистов контролировать общение вашей компании с налоговыми органами.

2. Только то, что нужно
И не только бухгалтер чувствует себя подчиненным для налоговика. Часто при выездной проверке весь штат фирмы – от руководителя до рядового менеджера – готов предъявить по первому требованию проверяющего любой документ. В результате налоговый орган получает чрезмерную информацию, а налогоплательщик не всегда понимает, какую конкретно информацию предоставил – а самое главное, для чего?
По закону налогоплательщик должен представлять запрошенные документы, если сведения в них необходимы для налогообложения. Поэтому каждое требование налогового органа о предоставлении информации и документов следует оценивать с точки зрения их законности, обоснованности и целесообразности. А исполнение требований налоговиков – всегда подтверждать документами. Важно помнить: предоставление избыточного количества документов и информации всегда ставит налогоплательщика в невыгодное положение в отношениях с налоговиками.

3. Все, что вы скажете, будет использовано против вас
Показания свидетелей – очень сильное оружие налоговиков в борьбе с необоснованной налоговой выгодой. Бывает так, что технические специалисты компании понимают суть хозяйственной операции по-другому, нежели финансисты или бухгалтеры. Или работнику компании задаются вопросы об обстоятельствах, о которых он по роду своей деятельности имеет весьма смутное представление. Например, прорабу предлагается рассказать о структуре взаимоотношений компании с ее контрагентами. И затем полученная информация может быть использована против Вашей компании.
Главный совет здесь – доверяйте общение с налоговыми органами только компетентным и осведомленным представителям Вашей компании. Контролируйте то, как и у кого берут свидетельские показания.

4. Будь готов
Во имя экономической эффективности, оперативного принятия решения топ-менеджеры временами жертвуют «пустяком» – документарным оформлением своих действий. В итоге, очень сложно бывает потом доказать налоговикам, что принятые решения были обоснованы и целесообразны, а хозяйственные операции имели экономический смысл. Не имея документального подтверждения, не укладываясь в строгую последовательность, они расцениваются налоговым органом как действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.
Наши рекомендации – любое действие оценивайте с точки зрения налоговых рисков. Своевременное налоговое планирование, анализ налоговых последствий хозяйственных операций до их совершения, и должное документарное оформление управленческих решений позволит избежать многих проблем. 

5. Шахматная партия
Акт о выявленных нарушениях предоставляется сразу после проверки – и налогоплательщик имеет право оспорить его. 
Если топ-менеджеры не знают, каковы возможные действия налоговиков по итогам проверки – они приводят все возможные доводы и доказательства, максимально опровергающие выводы налоговиков, указанные в акте. Именно в этом и заключается тактическая ошибка. «Подсудимый» приводит максимальные доводы и приносит все документы, чтобы доказать неправоту проверки, – а налоговики тем самым усиливают свою доказательственную базу, проводя дополнительные мероприятия налогового контроля. В итоге налогоплательщик сам лишает себя возможности оспорить в суде недоказанность обстоятельств, положенных в основу акта проверки. Ведь суд не ищет истину, а устанавливает, доказаны или нет обстоятельства, на которых основано решение о доначислениях налогов и сборов. 

Сенека говорил: «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены». Как видите, взаимодействие налогоплательщика с налоговым органом – это сложная шахматная партия, в которой выигрыш зависит от правильности избранных тактики и стратегии. Чтобы общаться с налоговыми органами «на равных» и пользоваться своими правами, нужно быть не только очень компетентным в налоговых вопросах, но и продумывать свои действия заранее.

Антон Воронцов, специально для журнала TMN, №1(16) февраль-март 2014