К нам едет ревизор, или Действия компании при налоговой проверке, vsluh.ru

Источник

Бухгалтерский и налоговый учет – это сфера, за которую полностью отвечает главный бухгалтер. Она потребует от руководителя компании повышенного внимания, когда в один прекрасный день он узнает, что к нему едет выездная налоговая проверка. Как действовать в данной ситуации? Практических рекомендаций несколько.

1. «Предъявите Ваши документы»

Выездная налоговая проверка всегда проводится на основании решения, в котором указано, за какой период и по каким налогам будет проводиться проверка. Если к Вам пришла проверка, обязательно удостоверьтесь, что такое решение у проверяющих есть. Если решения нет, то проверяющим необходимо вежливо, но твердо в допуске к документации компании отказать. Практика показывает: если налогоплательщик по любому поводу идет проверяющим на уступки в целях поддержания «добрых» отношений с ними, то шансы налогоплательщика на благоприятный исход уменьшаются.

2. Место встречи изменить… можно

Выездная проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, а если у него отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки – тогда по месту нахождения налогового органа. Таким образом, у Вас есть выбор: запустить проверяющих в свой офис или сообщить, что у Вас нет подходящего помещения.

В большинстве случаев лучше, если налоговая проверка проходит на Вашей территории.
Да, это создаст определенный дискомфорт в организации. Но и проверяющие будут чувствовать себя не столь комфортно. Кроме того, Вы избавитесь от необходимости транспортировать документацию в налоговый орган и обратно. Зачастую главному бухгалтеру удается наладить взаимодействие с проверяющими и дать необходимые пояснения; в результате ряд вопросов решается на месте.

3. Что скоро, то не споро

Проверяющий имеет право истребовать необходимые ему для проверки документы, вручив письменное требование. Документы, указанные в требовании, должны представляться в виде заверенных копий. Срок исполнения требования обычно составляет 10 рабочих дней. На практике встречаются случаи, когда запрашивается такое количество документов, скопировать которое за 10 дней невозможно.

Если Вы столкнулись с данной проблемой – организуйте копирование документов в рабочем режиме и вручите проверяющему под роспись уведомление о невозможности выполнения требования в установленный срок. Важно вручить уведомление не позднее следующего рабочего дня после получения требования о предоставлении документов. Укажите в уведомлении, почему невозможно исполнить требование в указанный срок, а также реальные для Вас сроки.

Через два дня проверяющий должен вручить Вам ответное решение. И здесь возможны два варианта – сроки будут продлены либо в продлении сроков будет отказано. В последнем случае решение обязательно необходимо обжаловать в вышестоящий налоговый орган или суд. Иначе можно «налететь» на штраф в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ.

Нужно понимать, что задача проверяющих – побыстрее получить от Вас исчерпывающее количество документов. Ваша задача – так организовать процесс, чтобы у Вас было время на качественную подготовку документов в требуемом объеме.

4. Финиш или старт?

В течение двух месяцев с момента окончания проверки Вы станете счастливым обладателем акта налоговой проверки. В акте будут описаны все огрехи в учете Вашей компании, и указан размер недоплаченных налогов. Если с нарушениями и суммой доначислений, описанными в акте, Вы согласны, – спокойно ждите вынесения налоговым органом решения о доначислениях.

Если с актом налоговой проверки Вы не согласны – укажите это в акте и начните предпринимать активные действия. У Вас есть месяц с момента получения акта, чтобы оценить проблему и выработать план действий по ее решению. Именно в течение этого срока происходит рассмотрение материалов налоговой проверки.

Практика показывает: решение по итогам рассмотрения в подавляющем большинстве случаев повторяет выводы акта налоговой проверки. Поэтому целесообразно имеющийся у Вас месяц потратить на анализ акта проверки, соотнесение выводов акта с существующей судебной практикой и оценку Ваших шансов на победу в суде. Необходимо настроиться на серьезную работу и даже просчитать, как будет развиваться ситуация, если в суде Вы проиграете.

5. Подготовка и еще раз подготовка

Добиться отмены решения о доначислении организации налогов, пени, штрафов можно в арбитражном суде. Но сразу обратиться в арбитражный суд нельзя. Сначала нужно обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней с момента его получения Вами, но не позднее 16 рабочих дней с момента его вынесения. При подготовке жалобы учтите – суд будет рассматривать только те ваши требования, которые Вы заявляли при обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган. На практике Ваши шансы добиться отмены или изменения решения о доначислении в вышестоящем налоговом органе невелики.

Но имея на руках отказ вышестоящего налогового органа в удовлетворении Вашей жалобы, Вы можете обращаться в арбитражный суд с заявлением об отмене решения о доначислении организации налогов, пени, штрафов. И если Вы тщательно готовились к проведению судебных заседаний, то выездная налоговая проверка может стать для Вашей организации историей со счастливым концом. А именно – вступившим в законную силу судебным решением о признании решения налогового органа незаконным.

6. План Б

История может стать драматичной, когда решение налогового органа оспорить не удалось, а сумма грозящих доначислений может серьезно пошатнуть финансовое положение компании. Также важно помнить, что одновременно с вынесением решения о доначислении налоговый орган вправе принять меры, направленные на обеспечение возможности исполнения этого решения.

Попросту говоря: возможен арест имущества организации. И в этих ситуациях существует выход – это грамотно и заранее, еще до начала проверки, проработанный и реализованный «план спасения» активов. Но это – совсем другая история.

Антон Воронцов