УФНС по Свердловской области опубликовало на своем сайте список арбитражных управляющих, на которых поступали  жалобы о недобросовестном выполнении обязанностей. Он задуман, чтобы помочь должникам и кредиторам не стать жертвами «хищников». Некоторые СМИ с легкостью назвали этот перечень «черным списком».


Однако это только одна сторона медали. На деле этот список способен еще больше запутать тех, кому адресован. В него попали не только арбитражные управляющие, которые допустили нарушения или причинили убытки кредиторам и должникам своим действием или бездействием. Он включает и тех, в отношении кого еще не вынесено «обвинительного» судебного акта. Безусловно, при этом сделана пометка «дело находится на рассмотрении», но само отнесение к нарушителям (а ведь называется реестр «Список арбитражных управляющих, допустивших нарушения») – это тревожный звонок, который так или иначе  ставит под сомнение авторитет управляющего.Остаются в перечне и те, кого не привлекли к ответственности ввиду ничтожности нарушения. Но список не подразумевает этической ранжированности, а потому «подозреваемый» может оказаться в соседних строчках с крупным мошенником. 


Ну и последнее, но не менее важное. Заметим, что налоговый орган — это лишь один из кредиторов при банкротстве, и следовательно, опубликованный список – частное мнение одного из кредиторов. А ведь нередки случаи, когда жалоба налогового органа признается судом необоснованной. Поэтому мы считаем, что включение арбитражного управляющего в такой список до признания вины не оправдано.


На наш взгляд, для результативности замыслов подобные списки должны формироваться и публиковаться наиболее компетентными органами. В отношении арбитражных управляющих это, несомненно, соответствующие управления Россреестра, которые осуществляют контроль над их деятельностью. Именно в их полномочия входит составление административных протоколов на арбитражных управляющих. И именно ведомству, в максимальной степени информированному о реальном состоянии каждого дела, и стоило бы поручить как сам список, так и благие цели его создания.