По материалам статьи «Привилегированные кредиторы» в «Ведомостях» мы решили дать свой юридический комментарий. Он касается законодательных новелл, связанных с взысканием банками долгов в процедурах банкротства.


Порог долга, дающего право на подачу заявления о банкротстве, действительно повышен со 100 до 300 тысяч рублей. Однако это касается любых заявителей, подающих заявление о банкротстве организации, а не только банков. Данное положение Закона еще не вступило в силу и «заработает» только по истечении 60 дней с даты утверждения Порядка определения СРО арбитражных управляющих, из числа членов которой выбирается управляющий при подаче заявления о банкротстве.

Во внимание принимается только сумма основного долга. В этой части регулирование не изменилось. Утверждение, что во внимание принимается совокупный размер долга, включая финансовые санкции, – на наш взгляд, не является верным. Если заявитель – банк с требованием по кредиту, то во внимание принимается долг по кредиту и процентам за его пользование. Пени и штрафы за просрочку возврата кредита в сумме долга, дающего право на подачу заявления о банкротстве, не учитываются.

Да, теперь банки действительно могут подавать заявления о банкротстве своих должников без предварительного просуживания долга. Но это не все преимущества, которые законодатель великодушно даровал банкам. Банки почти всегда являются залогодержателями. А для залогодержателей в банкротстве теперь установлены следующие новеллы:
1. Залоговые кредиторы теперь получили право голоса по ряду ключевых вопросов в конкурсном производстве;2. Теперь вопрос утверждения цены и порядка продажи залогового имущества выносится на рассмотрение суда только в случае, если по этим вопросам есть разногласия между конкурсным управляющим, лицами, участвующими в деле о банкротстве, и залоговым кредитором;3. Если залоговое имущество не продано с первых и повторных торгов, то начинается его продажа посредством публичного предложения. Теперь залоговый кредитор вправе оставить залоговое имущество за собой на любом этапе его продажи посредством публичного предложения.


Очевидно, что законодатель дал эти козыри банкам, чтобы сберечь банковскую систему в условиях кризиса. Пусть даже ценой передела собственности в других отраслях экономики. Есть надежда, что серьезного беззакония не случится: ведь есть Центральный Банк России. У него как регулятора банковской системы найдутся способы обуздать излишне энергичные банки, использующие возможность исключительно в целях передела собственности. А респектабельные банки в принципе не будут этим заниматься. Как будет в реальности – увидим очень скоро.