В этом году российские предприниматели в пятый раз отмечают свой профессиональный праздник. В отличие от многих других регионов малый бизнес в Тюменской области чувствует себя достаточно комфортно, об этом свидетельствуют многочисленные исследования общественных организаций. Вместе с тем остается ряд проблем. Обозреватель «Вслух.ру» разбирался в проблемах и перспективах малого и среднего бизнеса Тюменской области.

Посчитали по головам

Главным достижением прошлого года можно считать первую в истории современной России сплошную перепись малого и среднего бизнеса. Выяснилось, что на юге Тюменской области (по данным за 2010 год) работает не 67 тысяч малых и средних предприятий, как считалось ранее, а более 31 тысячи реально действующих субъектов малого и среднего бизнеса, среди них 12,7 тысячи юридических лиц и 18,6 тысячи индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что примерно каждое пятое юрлицо и каждый третий предприниматель представили «нулевые» отчеты, что говорит или об отсутствии деятельности, или о сокрытии реальных результатов своей деятельности. По данным Тюменьстата, наибольшую долю (99,1% от общего количества) составили малые предприятия, из них 89,4% – микропредприятия. Доля субъектов среднего бизнеса не превысила 0,9%.

Как говорят статистики, полученную статинформацию смогут использовать в своей работе органы госвласти при принятии управленческих решений. По мнению эксперта Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимира Буева, проведение переписи малого бизнеса нужно скорее государству, чтобы понимать текущую ситуацию в секторе. Частично данные переписи будут полезны и самим предпринимателям – для проведения маркетинговых исследований, изучения конкурентной среды, выявления свободных ниш для ведения бизнеса, ведь сведения будут опубликованы в разрезе видов экономической деятельности и по районам.

По мнению критиков, сплошная перепись бизнеса в России не удалась на 100%, потому что не был охвачен значительный объем предприятий. Хотя в тюменской переписи приняли участие более 60 тысяч респондентов, или 89% от числа подлежащих обследованию.

Перепись показала, что в основном малые и средние предприятия работают в сфере торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (33%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (23%), строительства (19%), а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения газа и воды (9%).

По словам директора Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области Ольги Езикеевой, региональный малый бизнес широко представлен в сфере торговли и бытового обслуживания. «В последнее время активизировались предприятия сферы медицинских услуг, грузоперевозок, общественного питания, производства продуктов питания, – отмечает она. – Чуть ли не каждый месяц в области открывается по одной хлебопекарне. Сегодня также малый бизнес охотно идет в производство строительных материалов, производство мебели. У тобольских предпринимателей есть задумки по переработке продукции из полипропилена».

Что с бизнес-климатом?

Судя по итогам исследования «Предпринимательский климат в России: индекс «Опоры» 2010-2011», малый бизнес в Тюменской области чувствует себя достаточно комфортно. В рейтинге 40 регионов по условиям развития бизнеса регион занял 14 место. Рейтинг был сформирован на основании индекса условий для развития МСБ, который включает в себя пять слагаемых: «Недвижимость и инфраструктура», «Людские ресурсы», «Финансовые ресурсы», «Административный климат и безопасность», «Система поставщиков». Всего было опрошено более шести тысяч руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей.

Данные показатели подтверждают и исследования НИСИПП, основанные уже не на опросах, а на реальной статистике. По словам Владимира Буева, на фоне других территорий Тюменская область выглядит достаточно благоприятно. Так, в 2010 году в регионе выросли такие показатели, как численность предприятий на 100 тыс. населения (+17,4 единицы) (по России уменьшение на 3,6%), среднесписочная численность работников (+2,7%, по России снижение на 2,9%), объем оборотов в секторе (+1,2%, сильное отставание от среднероссийского уровня +7%). Однако в 2010-м наблюдалось существенное падение объема инвестиций – на 61,6%, тогда как в России наблюдалось сокращение только на 6%.

Положительная динамика основных показателей продолжилась и в 2011 году. За первые три квартала прошлого года в сравнении с аналогичным периодом 2010-го в Тюменской области выросло число предприятий на 100 тысяч населения – на 15,4 единицы (по России +5,2%), прирост среднесписочной численности работников – 2,6% (по России +3,8%), объема оборотов в секторе – 10,7% (некоторое отставание от среднероссийского уровня – по России +15,2%). Реабилитировался и такой показатель, как объем инвестиций: аж на 138,5% (по России сокращение на 1,4%).

Бизнес малый, проблемы большие

Согласно тому же самому исследованию «Опоры России», среди основных проблем, с которыми сталкивается большинство российских предпринимателей, оказалась низкая доступность земельных участков и финансовых ресурсов (причем, как отметили респонденты, «чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить»). О кредитовании малого и среднего бизнеса заявляют многие банки, но не все реализуют эти программы в реальности, отмечает Ольга Езикеева.

По итогам опроса, для каждой третьей компании достаточно сложно подобрать производственные помещения, каждая четвертая компания испытывает сложности с поиском складского помещения, а примерно каждая седьмая — с поиском офиса. Проблема с офисными помещениями стояла в Тюмени остро года два назад, отмечает управляющий партнер компании Iknow! Антон Макаров. В последнее же время в городе было введено много новых бизнес-центров разной классности, что удовлетворило потребность в новых площадях для ведения бизнеса. А вот складских помещений действительно не хватает, особенно класса А или В. «Ангаров под крышей много, но хранить там можно далеко не все», – констатирует Макаров. Эта проблема постепенно решается. По его прогнозам, в ближайшие год-два в Тюмени появятся как крупные объекты класса А, так и небольшие склады (без температурных режимов и автоматизированной подачи).

Энергетическая инфраструктура также является слабой стороной бизнес-климата. В отчете «Опоры России» отмечается: «Проблемы заключаются в низкой доступности новых энергетических мощностей и высоких тарифах на электроэнергию». Недовольны предприниматели и рынком труда: по их мнению, он не удовлетворяет существующим потребностям ни в квалифицированных инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих.

Оценка коррупционной ситуации также оказалась неудовлетворительной: только 10% компаний заявили, что не наблюдают в своем регионе коррупции. Лидерство по коррупционности принадлежит таким ситуациям, как «Доступ к государственному и муниципальному заказу», «Прохождение проверок» и «Выделение земли». Работа проверяющих инспекций (пожарной инспекции, санэпиднадзора и т. д.) «с той или иной периодичностью» создает проблемы для большинства представителей малого и среднего бизнеса. При этом, как отмечается в исследовании, бизнес в регионе гораздо чаще страдает от правоохранительных органов, чем от криминальных структур. Около 20% участников опроса признались, что практикуют неформальные выплаты чиновникам для решения проблем.

Макаров так комментирует ситуацию с коррупцией: «На конкретном рынке товаров или услуг все госзаказчики игрокам рынка известны и модели их поведения тоже. Кто берет откаты, кто отдает знакомым… То, что с этим не хотят бороться на серьезном уровне, это другой вопрос. Однако и сами потенциальные исполнители госконтрактов — далеко не одуванчики. Распределение лотов между участниками, покупка неявки конкурента на конкурс – норма на самых «хлебных» рынках».

Одной из наболевших проблем, особенно для производственных предприятий, являются железнодорожные перевозки. Как отмечает председатель тюменского регионального отделения «Опоры России» Эдуард Омаров, железная дорога фактически оказалась не готова к тому объему перевозок, который начался с активизацией бизнеса. Генеральный директор «Группы Венчурных Инвестиций» Антон Язовских рассказывает: «На наше производственное предприятие «Промышленный минерал» мы вынуждены возить сырье большегрузным автотранспортом из Пермского края, хотя и продавец и покупатель имеют свои железнодорожные тупики. Заоблачные тарифы железнодорожников сегодня не только привели к тому, что автодороги перегружены, но и к тому, что бизнес замыкается в своих регионах. В том числе по этой причине предприятия стремятся развивать проекты, основанные на местной ресурсной базе и ориентированные на местных потребителей».

Но самой насущной проблемой малого и среднего бизнеса, как отмечают сами предприниматели, является налоговая система. Больше всего предпринимателей нервируют возможные слухи об отказе от упрощенной системы налогообложения. Как говорит Ольга Езикеева, если ее отменят, малый бизнес просто рухнет. Омаров же считает, что пока УСН не будут ликвидировать, потому что системе нет альтернативы.

Небольшую передышку бизнесу предоставила отсрочка отмены ЕНВД. Как отметил представитель департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Дмитрий Антипов, в этом году Минэкономразвития удалось отстоять право применения ЕНВД до 2018 года. Ранее предусматривалась отмена ЕНВД в 2014 году, для отдельных видов деятельности — в 2012 и 2013 годах.

Господдержка не снизится

В бурном развитии малого бизнеса в Тюменской области немалую роль играет и господдержка. В прошлом году на государственную поддержку малого и среднего бизнеса в Тюменской области было направлено почти 538 млн рублей, в том числе 341 млн рублей из областного бюджета и 197 млн – из федерального. В этом году планируется направить не меньшую сумму, сообщил «Вслух.ру» директор департамента инвестполитики и господдержки предпринимательства Тюменской области Вадим Шумков. Речь идет о выделении около 300 млн рублей из областного бюджета и примерно 200 млн из федерального.

Наиболее востребованной формой поддержки является субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие лизинга оборудования. В прошлом году поддержку по этой программе получили 199 предприятий на общую сумму 416 млн рублей, с помощью этих средств было приобретено 557 единиц оборудования транспорта и спецтехники. Как прокомментировал Антон Язовских, эта форма поддержки, безусловно, очень полезная, однако в программе не могут участвовать недавно созданные лизинговые компании. В соответствии с постановлением правительства Тюменской области №99-п, они должны быть зарегистрированы до 1 января 2008 года. «Согласен, разумно поставить ограничение для неопытных либо потенциально нечистоплотных компаний, организованных специально под программу, – говорит Язовских. – Но с момента принятия постановления утекло много воды, и планку давно пора сдвигать». Он предложил сделать ограничением, например, трехлетний срок работы лизинговой компании. Ограничение по сроку закрывает выход на рынок лизинга новичкам и в целом создает не самые лучшие условия для бизнеса – рост ставок, навязывание кабальных условий, нерасторопность, добавляет предприниматель.

Среди форм поддержки также можно выделить гранты начинающим предпринимателям, возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита, субсидирование затрат предпринимателей, связанных с реализацией программ по энергосбережению, поддержку экспортных компаний.

Есть в Тюменской области и Фонд микрофинансирования, где «короткие» деньги могут получить даже торговые организации, а Фонд развития и поддержки предпринимательства выдает гарантии начинающим предпринимателям и займы. Это не считая всевозможных обучающих программ, проводимых департаментом и фондом.

Ориентир на рост

По данным Минэкономразвития, в малом бизнесе России сегодня занято около четверти экономически активного населения, а его доля в ВВП составляет 21%. В Тюменской области доля в ВРП на начало 2012 года составляла 16%, всего же в малом бизнесе региона занято около трети экономически активного населения (данные регионального департамента экономики). Во всех развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет не менее половины. И в России к 2020 году планируется нарастить его вклад в ВВП до 40% и повысить занятость в малом и среднем предпринимательстве до 50%. Рост малого бизнеса в экономике региона неизбежен, главное – не создавать бизнесу трудности, а облегчать ему жизнь, тогда амбициозные показатели будут достигнуты.

Комментарий о режимах налогообложения предпринимателей

Руководитель судебно-консультационного департамента ЗАО «Тюменская Консалтинговая Компания» Гиоргий Сартания

Действующее законодательство предусматривает ряд специальных налоговых режимов, которые позволяют субъектам малого и среднего предпринимательства снизить налоговую нагрузку. Наиболее широко используемыми являются упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Применение УСН означает освобождение от уплаты некоторых налогов (для организаций: налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость (НДС); для предпринимателей: налога на доходы физических лиц (от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (используемого для предпринимательской деятельности), а также НДС). Вместо этого уплачивается либо налог с дохода в размере 6%, либо налог с дохода, уменьшенного на величину расходов, в размере 5% (если говорить о Тюменской области).

Выбор способа расчета налога остается за налогоплательщиком. Применять УСН можно при соблюдении определенных условий. Например, одно из них — сумма дохода за год не должна превышать 60 млн рублей. С 1 января 2013 года предельный размер годового дохода снизится до 57,9 млн рублей.

Осуществление отдельных видов деятельности облагается ЕНВД. Это исключает уплату тех же налогов, что и при УСН. Для применения такой системы также необходимо отвечать определенным требованиям (например, среднесписочная численность работников за календарный год не должна превышать 100 человек). Размер такого налога не зависит от фактически полученного дохода, а определяется исходя из установленных законом величин и некоторых фактических показателей (например, количества работников — при оказании бытовых услуг, или количества посадочных мест — при оказании услуг по перевозке пассажиров автотранспортом). По сути законодатель заранее предположил размер дохода налогоплательщиков от отдельных видов деятельности и исходя из этого установил размер налога.