В конце декабря 2016 года были подписаны Президентом РФ и опубликованы более пятидесяти законов, внесены изменения в многочисленные законодательные акты. Некоторые изменения вступают в силу с 28 июня 2017 года, и это довольно интересная подборка. Самое актуальное мы решили обсудить с Гиоргием Сартания, руководителем судебно-консультационного департамента Тюменской консалтинговой компании.  


– Гиоргий Ереклеевич, в первую очередь хотелось бы обозначить широкий круг изменений – взаимоотношения налоговой с юридическими лицами, новации в банкротной сфере и субсидиарная ответственность, что ещё

– Давайте прежде всего затронем ЕГРЮЛ. Законодатель ограничил возможность исключения из реестра недействующих юридических лиц в административном порядке. Теперь налоговая, проводя чистку реестров, не сможет случайно исключить юридическое лицо, в отношении которого которого возбуждено производство по делу о банкротстве. 

– С чем связаны эти очередные изменения? 

– Конкретно это изменение – следствие признания в 2015 году неконституционной нормы закона, позволяющей исключать из ЕГРЮЛ юридическое лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве. Конституционный Суд РФ тогда отметил, что такое исключение нарушает права кредиторов, которые выбрали в качестве способа защиты своих интересов банкротство должника. Возбуждение дела о банкротстве при наличии соответствующих оснований должно приводить к разрешению всех вопросов, связанных с удовлетворением имущественных требований кредиторов и последующей ликвидацией должника, именно под контролем суда. Исключение должника из ЕГРЮЛ в административном порядке после возбуждения дела о банкротстве по сути необоснованно подменяет установленный законодательством о банкротстве порядок.

 – Что мешает налоговой сейчас проверять, банкротится ли юрлицо, которое давно не показывает признаков жизни в реестре? 

– Ничего не мешает, просто законодательство пока не содержит ограничений, о которых мы говорим. Возбуждение производства по делу о банкротстве – формально не повод отказываться от исключения недействующей организации из ЕГРЮЛ, поэтому и проверять факт возбуждения банкротного дела нет смысла. На это, в частности, и указывал Конституционный Суд РФ, признавая норму неконституционной. Надо отметить, что механизмы защиты от исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего существуют и сейчас. Например, направление кредитором заявления о нарушении его прав предстоящим исключением организации из ЕГРЮЛ в ответ на опубликование сведений о предстоящем исключении; или обеспечительные меры в виде запрета такого исключения, принимаемые по заявлению кредитора арбитражным судом, возбудившим дело о банкротстве. Новый механизм призван упростить эту задачу.  

– Что же нужно, чтобы исключить общество из реестра? 

– Если в течение 12 месяцев общество не сдает отчетность и не производит никаких операций по счетам, а также в отношении общества не начато дело о банкротстве, налоговая может исключить его из реестра. Кроме того, мы полагаем, что c 28 июня налоговая не только активизирует чистки, но и начнёт массовые проверки, потому что получит инструмент воздействия на должника

– Кстати, вы упомянули про субсидиарную ответственность

– Да, действительно, также с 28 июня 2017 законом предусмотрено, что исключение общества из реестра, как недействующего, равносильно отказу от исполнения обязательства со стороны основного должника. Это дает право привлекать к субсидиарной ответственности руководителей и топ-менеджеров. Конечно, при условии, если будет доказано, что неисполнение обязательств обществом обусловлено их недобросовестными и неразумными действиями. 

– Значит ли это, что взыскать что-нибудь с руководителя можно, скажем так, в обход банкротящегося общества? 

– Во время, после и вместо процедуры банкротства руководителя можно привлечь к ответственности. Даже если у общества нет средств на погашение требований кредиторов, даже если заявление о банкротстве было возвращено. В этом же случае кредиторы вправе взыскать с менеджмента убытки, причиненные должнику. Если суд установит, что само юрлицо могло бы взыскать убытки с органов управления, то такие убытки могут быть взысканы напрямую в пользу кредитора в пределах суммы его требований, минуя формирование конкурсной массы.

– Как я понимаю, это достаточно новый механизм, прямое взыскание?

 – Раньше кредиторы зачастую стояли перед выбором. Можно вести дело о банкротстве, тратить время и деньги на процедуру, добиться положительного решения – но остаться «на бобах» из-за невозможности исполнения должником, остаться даже в убытке из-за судебных издержек, – либо фактически простить долг, чтобы не тратить на банкротство дополнительные средства. Возможность привлечения руководства должника к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве увеличивала шансы на возврат долга. Кроме того, конкурсный управляющий мог взыскать убытки с бывшего руководства в пользу должника, тем самым наполнив конкурсную массу для расчетов с кредиторами. 

– Но для этого должно быть инициировано банкротство. 

– Верно. Но мы же понимаем, что субсидиарная ответственность наиболее актуальна, когда у самого общества недостаточно средств для расчета с кредиторами. Здесь инициировать банкротство – значит финансировать процедуру за счёт кредиторов. Теперь же кредитор может подать заявление о банкротстве, не опасаясь, что в возбуждении дела откажут либо дело прекратят в связи с отсутствием финансирования. В последнем случае он сможет использовать механизм привлечения руководства должника к субсидиарной ответственности, либо предъявить иск о взыскании убытков в свою пользу, если они причинены руководством самому должнику. Изменятся и сроки давности – с года до трёх лет [с того дня, как истец узнал или должен был узнать о наступлении обстоятельств для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности]. 

– Презюмирование? 

– Доказывать отсутствие вины – обязанность привлекаемого к субсидиарной ответственности лица. 

– Мы видим, что законодатель и в самом деле усиливает позиции кредиторов

– Стоит отметить ещё и то, что нововведения устраняют лазейку для недобросовестных собственников бизнеса: просто забросить деятельность, чтобы руками налоговой ликвидироваться из реестра – ни затрат на банкротство, ни долгов, ни хлопот, – сейчас этот номер не пройдёт.