Апелляция и пересмотр дела могут повлечь устрожение наказания по сравнению с предыдущим решением. Такие поправки подготовил Минюст. Он предлагает применять более строгие правила Арбитражного процессуального кодекса, в том числе вызов и участие сторон на заседаниях, которые по действующим правилам и КоАП не обязательны. Ключевые ведомства проект одобрили, но бизнес встревожен. 


На наш взгляд, ситуацию излишне драматизируют. Видя реакцию правового поля уже сейчас, вполне возможно, что законодатель уберет ограничение по ужесточению наказания. Лица, привлеченные к административной ответственность, будут более тщательно подходить к принятию решения об обжаловании по административным делам. Считать, что контрольные органы в результате этих поправок расслабятся, вряд ли есть основания. У контрольных органов тоже есть система оценки эффективности деятельности, которая не позволит им квалифицировать правонарушения невпопад в надежде на то, что суд при обжаловании переквалифицирует правильно. В конечном итоге такая поправка приведет к том, что правонарушители по административным делам чаще будут получать то наказание, которое им положено. Опасаться значительных судебных издержек тоже не стоит. До настоящего времени мы не сталкивались со случаями взыскания судебных издержек госорганами. 


Рекомендация проста: получив постановление (решение) по административному делу, следует трезво оценить шансы на его отмену при обжаловании. Если эти шансы есть, то нужно их использовать. Если шансов нет, то не нужно загружать суды бесперспективными жалобами в надежде на везение.