С 1 марта 2015 года вступили в силу нормы Земельного и Гражданского кодексов России. В них прописывается порядок принудительного отчуждения объекта незавершенного строительства. Если объект находится на земельном участке, арендованном у местных властей, срок аренды истек, а строительство не завершено, арендодатель вправе решить судьбу долгостроя отчуждением. Предполагается, что эта норма может стимулировать застройщиков более ответственно подходить к срокам строительства. 


Сам по себе предложенный законодателем механизм отчуждения направлен на соблюдение баланса частных и публичных интересов, на обеспечение рационального использования земельных участков, предназначенных для строительства. И потому такие изменения, казалось бы, следует оценивать положительно. В то же время, в наибольшей степени проблема долгостроев касается участников долевого строительства и в первую очередь жилищного. Но в силу прямого указания в ч. 11 ст. 4 Закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве…» соответствующие правила об отчуждении объекта незавершенного строительства не применяются к объектам долевого строительства.

Поэтому новые нормы никак не повлияют на права и обязанности участников долевого жилищного строительства. Что касается застройщиков иных объектов, то принятый механизм вполне жизнеспособен. Во-первых, в качестве основания для более ответственного отношения к строительству, а во-вторых, непосредственно для разрешения проблем долгостроя. Особенно это может быть актуально, когда проблема возникнет со строительством социально значимого объекта.