Пленум ВС принял постановление о субсидиарной ответственности. В ходе работы в текст законопроекта были внесены изменения, только ужесточающие ответственность. И окончательный закон разъясняет положения главы, регулирующей ответственность руководителя должника. 

Теперь после банкротства организации лиц, которые фактически контролируют должника, наверняка привлекут к субсидиарной ответственности по долгам банкрота. Понятие контролирующего должника лица расширено, и избежать ответственности, спрятавшись за какую-либо формальность, почти нереально. Например, принцип ответственности участников по долгам общества соразмерно вкладу в уставной капитал в данном случае работать не будет. И даже можно не быть участником общества, не входить в состав его органов управления — и все равно оказаться привлеченным к субсидиарной ответственности по долгам общества. Наравне будут привлекаться и номинальные руководители и участники.

Цель такого правового регулирования очевидна.  Во-первых создаются условия, чтобы банкротство не стало для предпринимателя привлекательным способом уклонения от расчетов с кредиторами. Во-вторых, делается очередной шаг по искоренению номинальных руководителей, учредителей и участников. 

Избежать субсидиарной ответственности по долгам банкрота можно, предоставив суду убедительные доказательства: 

  • контролирующее лицо действовало добросовестно и разумно, исключительно в интересах должника, 
  • банкротство произошло в результате рокового стечения обстоятельств, которые контролирующее должника лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить.  

Таким образом, законодатель существенно сузил границы предпринимательского риска, а требования к качеству управления организацией — наоборот, возросли. В этих условиях управлять организацией без чрезмерного риска для себя могут только знающие, опытные и предусмотрительные люди.