На реформу третейских судов возлагают большие надежды: грамотно выстроенная работа позволит снизить нагрузку на государственные суды, своей прозрачностью и оперативностью улучшит инвестиционный климат российского бизнеса. Однако более прагматичные участники правового диалога настроены скептически: высказываются мнения об «огосударствлении» третейских судов, из-за чего они станут неповоротливыми или провластными. Юристы пророчат также существенное сокращение ТС и переход остальных в область ad hoc.

По нашему мнению, к изменению регулирования третейских судов стоило бы отнестись как к шансу на создание качественного правосудия. Ведь сейчас государственные суды не являются по-настоящему независимыми. Они зависимы от исполнительной власти, особенно на федеральном уровне. К сожалению, ситуация не выправилась после судебной реформы и объединения ВС и ВАС, а только усугубилась: во главу нового объединенного суда стоило бы поставить более сильного и «пробивного» руководителя, который смог бы мобилизовать всю способность к позитивным изменениями. Потенциал к успешному реформированию был очень силён за счет динамичного и прогрессивного ВАС. 

Обновленный Верховный суд РФ уже начал существенным образом корректировать правовые позиции, ранее сформулированные Высшим Арбитражным Судом РФ, что негативно сказывается на бизнесе. Непостоянные, переменчивые правила игры всегда больно били по предпринимателям. Есть шанс, что новое регулирование позволит создать третейские суды, которым станет под силу составить конкуренцию государственным с точки зрения как качества правосудия, так и независимости.


Остается только надеяться, что через несколько лет, к моменту возникновения новых третейских судов, государство уже будет заинтересовано в независимом правосудии, хотя бы в предпринимательской сфере. Общество и государство медленно, но верно придут к пониманию: экономика не может эффективно функционировать без качественного разрешения споров.