Пятилетний опыт проведения электронных торгов, в том числе в сфере продажи имущества банкротов, свёл воедино плюсы и минусы, а также подводные камни. Порядок проведения торгов был отшлифован, детализирован и с 8 марта 2016 года вступил в силу в новой редакции (Приказ Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495). 

Пожалуй, главным новшеством является отдельное определение участников торгов на каждый период проведения публичного предложения. Изменение кажется незначительным и даже бессмысленным. Но в действительности это шаг по пресечению основной возможности манипулировать результатами торгов в форме публичного предложения. 

Имущество банкротов продается на аукционе, который проводится дважды. Доля имущества банкротов, которое удается продать с аукциона, невелика, потому как в большинстве случаев начальная цена выставленного на аукцион имущества довольно высокая. И если с аукциона имущество продать не удалось, то объявляется публичное предложение. Это означает, что имущество выставляется на торги по определенной цене на определенное время. Если не поступает заявок о приобретении по цене не ниже предложенной, цена снижается на заранее установленную величину. И так может происходить в несколько этапов, до тех пор, пока один или несколько заинтересованных лиц не подадут заявки о приобретении имущества по цене не ниже предложенной. Победителем торгов станет тот, кто предложил более высокую цену. 

Ранее действовавший порядок позволял организатору торгов поступать следующим образом. Предположим, организатор торгов выставил на торги посредством публичного предложения некий предмет с начальной ценой 1 миллион. При этом определили, что при отсутствии заявок о приобретении данного предмета в течение каждых 10 дней его начальная цена будет уменьшаться на 100 тысяч. После 5 снижений начальной цены, кода текущая цена предмета составляла 500 тысяч, заинтересованное лицо подает заявку о приобретении данного предмета за 510 тысяч. По истечении десятидневного срока с назначенной ценой в 500 тысяч добросовестный организатор должен признать заявку в 510 тысяч победившей, поскольку нет других заявок.

Прежний Порядок допускал, что организатор торгов не называет участников торгов по окончании периода торгов, в течение которого действовала начальная цена 500 тысяч. У организатора была возможность продолжить торги с установлением начальной цены 400 тысяч и сбором новых заявок. На этом этапе торгов появлялась возможность злоупотреблений. Могло появиться еще одно заинтересованное лицо с заявкой 520 тысяч (цена волшебным образом на 10 тысяч превышает цену ранее поданной заявки). И тогда организатор определял двух участников торгов – лицо с заявкой 510 тысяч и лицо с заявкой 520 тысяч. Победителем торгов становилось лицо, подавшее заявку о приобретении предмета торгов по цене 520 тысяч. 

Новый Порядок вводит запрет на подобную альтернативу действий со стороны организатора торгов. В описанном примере организатор не имел бы права при наличии заявки в 510 тысяч продолжать торги, устанавливая другую цену, и принимать еще одну заявку от другого участника.