Участниками круглого стола затронута очень важная тема. Действительно, система принудительного исполнения судебных решений о взыскании задолженности сейчас не так эффективна, как хотелось бы. И низкая результативность ФСCП негативно сказывается на ведении бизнеса.Проблема осложняется и грядущими судебными реформами, за которыми мы следим едва ли не в режиме онлайн, – слиянием арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Юридическое сообщество уже сейчас обеспокоено высокой нагрузкой в судах, сопровождающейся кадровым голодом в аппаратах судов. Грядущие изменения только ухудшат ситуацию – мы можем ожидать снижения эффективности объединенной судебной системы: будет страдать и качество правосудия, и сроки рассмотрения дел по хозяйственным спорам.
Но, на наш взгляд, к идее создания реестра недобросовестных компаний, предложенной участниками круглого стола «Бизнес и долги», нужно относиться крайне осторожно. Все понимают, что камнем преткновения станут критерии и способы оценки добросовестности. Возникнут споры о том, кто и на основании чего оценит добросовестность контрагента. Внесение в реестр должно носить объективный характер: вступившее в законную силу решение или приговор суда. Мы все понимаем, как сложно объективно оценить те же «юридические компании», которые помогают в избегании долгов и уходе от ответственности, а ведь они бросают тень на деловую репутацию добросовестных участников рынка, на престиж профессии и бизнеса.Я поддерживаю мнение относительно необходимости и очевидной пользы от процедуры банкротства как механизма возврата долгов. Безусловно, таким способом удается вернуть не все долги. Но как раз в этом направлении законодатель идет навстречу кредиторам и старается максимально защитить их права: расширение полномочий арбитражного управляющего, оспаривание сделок по выводу активов, привлечение руководителей и собственников к субсидиарной ответственности. На основании своего многолетнего опыта мы с уверенностью можем сказать: вернуть активы предприятия, которое к моменту банкротства оказалось «пустым», и наполнить конкурсную массу десятками миллионов рублей – можно!
Что касается относительно редкой пока процедуры медиации, то широкое применение она получит только тогда, когда судебные тяжбы станут действительно дорогостоящим делом. Так, Высший Арбитражный Суд РФ начинает ориентировать суды на взыскание судебных издержек, в том числе компенсации на оплату услуг представителей, в реальных размерах (а мы знаем, это могут быть очень крупные суммы, исчисляемые миллионами рублей), и прецеденты уже есть.Соглашусь и с мнением о необходимости проведения эффективной работы по профилактике задолженности. Процент погашения задолженности по обязательствам, обеспеченным залогом или поручительством, гораздо выше, чем по необеспеченным долгам. Зачастую предприниматели в спешке пренебрегают элементарными мерами по проверке добросовестности контрагентов, сами создавая тем самым проблему по взысканию долгов. А ведь сейчас в открытом доступе имеется большое количество официальных информационных ресурсов, которые позволяют в режиме реального времени проверить информацию о контрагенте. Например, кто является его директором или собственником, в каких еще фирмах эти лица являются директорами. В свою очередь, сайт Высшего Арбитражного Суда дает возможность по названию фирмы проверить, участником каких судебных споров является ваш потенциальный контрагент.
Ну а говоря о сути заявленной темы, отмечу, что для эффективного управления долговыми рисками необходимо: – на этапе заключения договора — уделять время проверке «доброкачественности» контрагента, рассматривать возможность обеспечения сделки; – в процессе исполнения договора — своевременно реагировать на допущенные нарушения, вплоть до обращения в суд; – в процессе исполнения судебного акта — при «пробуксовке» исполнительного производства использовать подачу заявления о банкротстве должника как средство стимулирования должника к скорейшим расчетам. 
Эдуард Карюхин, заместитель генерального директора ЗАО «Тюменская Консалтнговая Компания» tkons.ru, специально для «Тюменского бизнес-журнала» №11 (133) 2013