24 июля 2014 года распоряжением Правительства РФ утверждена дорожная карта «Совершенствование процедур несостоятельности (банкротства)». Необходимость совершенствования обосновывается благими намерениями: по замыслу разработчиков, к 2016 году мы получим усовершенствованное законодательство о банкротстве. Проведенная за 2015 года работа позволит улучшить позицию Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю «Разрешение неплатёжеспособности». К тому же, неотвратимо грядущая рецессия российской экономики, скорее всего, приведет к многочисленным банкротствам организаций и индивидуальных предпринимателей. 


Рассмотрим стратегически важные изменения более подробно.

Планируется изменить налогообложение операций по реализации конкурсной массы – для минимизации и оптимизации расходов в ходе процедуры банкротства. Сейчас налогообложение проводится в общем порядке. Значительная часть конкурсной массы тратится на уплату текущих налогов, особенно – при распродаже имущества – налога на добавленную стоимость. Предполагаемый возврат к той системе налогообложения, когда банкрот должен платить лишь взносы в Фонд социального страхования, ФОМС и Пенсионный фонд, увеличит количество средств в конкурсной массе банкрота, которые затем будут направлены на удовлетворение требований конкурсных кредиторов. 

Уточнится порядок раскрытия информации в ходе банкротства – в целях сокращения объема сведений, обязательных к опубликованию в печатных СМИ. В настоящее время арбитражный управляющий обязан публиковать значительный объем информации о проводимой им процедуре – и в печатной прессе («Коммерсантъ»), и на федеральном информационном интернет-ресурсе. Публикация в печати составляет десятки, а порой и сотни тысяч рублей. Онлайн-размещение в Интернете составляет 640 рублей за одну публикацию вне зависимости от ее объема. Отказ от публикаций в печатных СМИ позволит значительно сократить расходы банкрота. 

Планируется повысить уровень защиты прав штатных работников на предприятии-банкроте. Предусмотрено социальное страхование работников на случай утраты заработка, а также привлечение средств третьих лиц для погашения долга по зарплате и выплате выходных пособий в случае банкротства работодателя. Понятное дело, механизм введения социального страхования может повлечь для работодателей увеличение ставок отчислений в Фонд социального страхования. А вот механизм погашения долга по зарплате и пособиям за счет третьих лиц совершенно не понятен.На вопрос, как найти сторонних добровольцев заплатить трудовому коллективу долги за банкрота, дорожная карта ответа не дает. 
Ежеквартальный мониторинг реализации плана возложен Правительством на Минэкономразвития России. Успешность реализации плана будет зависеть от того, на сколько слаженной будет работа органов исполнительной и законодательной власти.