22 октября Владимир Путин вернул следователям полиции полномочия возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. 


По сути, защитники правопорядка теперь вправе самостоятельно принимать решение о возбуждении дела. В законопроекте есть «реверанс» в сторону налоговой службы, куда следователь направит запрос при обнаружении факта нарушения. Налоговая обязана ответить по составу преступления, исходя из предоставленных документов, а также определить сумму недоимки и штрафа. Однако представители следственных органов могут возбудить уголовное дело, не дожидаясь реакции налоговиков, – «при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Таким образом, государство планомерно борется с уклонением от уплаты налогов. Возмещение ущерба бюджету, конечно, избавляет от уголовной ответственности по налоговому преступлению. Но есть немалая вероятность, что после уплаты предпринимателем всех начисленных налогов и сборов, пени и недоимок следователь переквалифицирует состав преступления на мошенничество и продолжит «тесное сотрудничество» с предпринимателем. 


Кроме этого, с 1 января 2015 года налоговики будут получать от налогоплательщиков огромный массив информации по НДС в электронном виде: декларации по НДС, уже год сдаваемые электронно, с 2015 года будут также включать в себя все сведения из книги покупок и книги продаж. Станет возможным отслеживать взаимосвязи в обороте документов, как по одному налогоплательщику, так и в отношении группы контрагентов. Так, сразу после истечения срока на сдачу отчетности у налогового органа сформируется представление, кто отчитался по поддельным счет-фактурам, а кто вообще не отчитался. Сбор и упорядочение информации, а также обмен сведениями между налоговыми и следственными органами призваны повысить эффективность сбора налогов в бюджет страны, выявляемость и раскрываемость налоговых преступлений. 


Дмитрий Медведев, по чьей инициативе ранее были ограничены полномочия полиции по возбуждению налоговых уголовных дел, предостерег от необдуманного и поспешного возвращения полномочий. Он отмечает, что «общее количество уголовных дел не может быть показателем эффективности деятельности правоохранительной системы», тем более когда взаимодействие органов приводит не к улучшению, а к соперничеству и противостоянию структур.