В конце июня 2013 года правительственная комиссия одобрила законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы).

Важнейшее новшество его в том, что работникам с задолженностью по заработной плате дано право самим подать в суд заявление о банкротстве своего предприятия. По мнению комиссии, это может стимулировать нерадивых нанимателей платить заработную плату вовремя.

Исходя из нашей практики, мы не можем разделить ожидания правительственной комиссии по следующим причинам:

1) давая работникам право начать процедуру банкротства, закон не наделяет их правом голоса на собрании кредиторов. Образно говоря, каток-то запустить работник может, а вот управлять им будут другие лица.

2) введение процедуры банкротства, как правило, отодвигает сроки выплаты заработной платы в среднем на шесть–девять месяцев. Тем самым работник сам отодвинет выплату задолженности!

3) получить судебный акт о взыскании заработной платы для начала банкротства можно в очень сжатые сроки (например, через процедуру судебного приказа). Этой ситуацией могут злоупотребить и в самих компаниях – «опередить» конкурсных кредиторов и первыми подать заявление о банкротстве от имени работника, указав в нем «нужного» арбитражного управляющего.

4) возможна волна банкротств крупных предприятий с временными финансовыми трудностями, что в итоге приведет лишь к потере рабочих мест.

При этом действующий закон о банкротстве уже дает достаточно серьезные гарантии прав работников. Это касается и очередности покрытия задолженности по зарплате (требования по заработной плате удовлетворяются первыми), и обязательного процента (15-20%) выручки от реализации заложенного имущества, который направляется на погашение задолженности по заработной плате.

Новый законопроект, безусловно, укрепляет гарантии выплат. В частности, ранжируются выплаты: в первую очередь осуществляются выплаты зарплаты в размере не более 30 тыс. рублей в месяц; во вторую – оставшиеся требования по выплате зарплаты; в третью – задолженность по выплате вознаграждений авторам интеллектуальной деятельности.

Мы уверены: более эффективно защищать работника можно на основании именно действующего закона, без отягощения дополнительным правом. И работать в этом направлении должны, в первую очередь, государственные органы – своевременное привлечение к уголовной ответственности за задержки выплат, повышение эффективности работы судебных приставов по взысканию задолженности.