Бизнес неустанно осваивает новые ниши, ищет новые подходы к клиенту, изобретает новые инструменты для извлечения прибыли. В этих условиях и налоговым инспекциям приходится маневрировать в многосторонних бизнес-отношениях, применяя к прибыли и налогоисчислению предусмотренные законодательством инструменты. Спорные моменты проверяются, результаты также трактуются исходя из действующего законодательства. Нередко разногласия по актам проверок невозможно решить на месте, поэтому дорога одна – в суд, каким бы талантливым новатором налогоплательщик ни был.


Организация вправе обжаловать в суде решение, вынесенное инспекцией. Инспекция, в свою очередь, вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки, штрафов и пеней с организации. Для урегулирования споров в АПК предусмотрена статья, разрешающая заключать мировое соглашение на любой стадии арбитражного процесса, в том числе при исполнении судебного акта (ст. 190, 139 АПК РФ). Указанная норма широко применяется в спорах между хозяйствующими субъектами. Однако ее применение в делах об оспаривании решений или действий государственных органов происходит крайне редко. 


Заключение мирового соглашения регламентируется нормами АПК РФ, но не налоговым законодательством. Налоговая, являясь представителем закона, обязана делать то, что предусмотрено законом. Фискальные органы защищают интересы государства, а значит, отказ от части требований в пользу налогоплательщика может вести к непоступлению в бюджет сумм налогов, штрафов, пеней, которые потенциально могли быть взысканы в том числе и в судебном порядке. Таким образом, государственные органы не вправе выходить за пределы полномочий, представленных им нормативными актами, а Налоговый кодекс не предусматривает права инспекции на заключение мирового соглашения и уменьшение суммы взыскиваемого налога, на отказ от взыскания налога. Прецедент мирового соглашения был создан налоговой и организацией-купонатором (программа лояльности).

Заключение мирового соглашения и утверждение его Президиумом ВАС показывает реальность его вхождения в судебную практику по налоговым делам. Это подтверждается и позицией ФНС России, указавшей на возможность заключения мировых соглашений (письмо ФНС России от 02.10.2013 г. № СА-4-7/17648). Как разъяснила ФНС России, если налоговая и налогоплательщик решили заключить такое соглашение, его проект должен быть направлен на согласование в Правовое управление ФНС России. При отсутствии согласования заключение мирового соглашения невозможно.


Представляется весьма вероятным, что зарождающаяся практика приведет к внесению изменений в действующее законодательство, регламентирующих условия и порядок заключения мировых соглашений между налоговой и налогоплательщиками.