Закон о слиянии судов в объединенный Верховный суд РФ был подписан В.В. Путиным 6 февраля 2014 года. Таким образом, сейчас начинается активная фаза судебной реформы – отбор кандидатов на должности нового суда.


Не вдаваясь в полемику о целесообразности объединения высших судов, необходимо сказать, что фактически происходит ликвидация Высшего Арбитражного Суда (ВАС), поглощение его функций Верховным Судом. При этом арбитражные суды до настоящего времени функционировали гораздо более эффективно, чем система судов общей юрисдикции. Поэтому небеспочвенны опасения, что слияние приведет к деградации системы арбитражных судов.Законом предусмотрено создание Судебной коллегии по экономическим спорам – с некоторым допущением это и есть структура, в которую должен трансформироваться Высший Арбитражный Суд РФ.


Хочется остановить внимание на двух моментах: кто станет председателем объединенного Верховного Суда РФ и кто будет назначен на должности судей Судебной коллегии по экономическим спорам. Именно вдумчивый выбор кандидатур определит будущее судебной системы, и вот почему:

– законом определена численность штата объединенного суда – 170 человек, и численность Судебной коллегии по экономическим спорам – 30 судей. То есть не все судьи ВАС – а их 41 человек – перейдут в новообразованную коллегию (разумеется, не только по причине более низкой емкости);

– на должность Председателя объединенного Верховного суда прочат три кандидатуры – 70-летний Вячеслав Лебедев (возглавляет ВС), 48-летний Антон Иванов (возглавляет ВАС) и глава Правительства Дмитрий Медведев. Первый кандидат не в состоянии привнести в объединенную судебную власть что-то позитивное. Второй кандидат может быть не угоден исполнительной власти из-за стремления к независимости и верховенству закона. О серьезности намерений третьего кандидата в отношении данного поста будет свидетельствовать получение им в ближайшем будущем почетного звания «Заслуженный юрист РФ».


Нужно сказать несколько слов и о порядке назначения судей объединенного Верховного Суда РФ. Для отбора кандидатов будет создана Специальная квалификационная коллегия. В СМИ много сказано о том, как эта комиссия будет формироваться и как работать. Упущена лишь одна деталь – многоступенчатость согласования кандидатур и «вертикальность» стратегии выбора. Коллегия представляет список Президенту РФ, он, в свою очередь, – Совету Федерации РФ. То есть Президент РФ будет играть немаловажную роль в формировании первоначального состава объединенного Верховного Суда РФ. А с учетом нынешней силы президентской власти роль эта будет, вернее всего, ключевой.

Таким образом, по кандидатуре, представленной для назначения на должность Председателя, можно будет судить, заинтересовано ли наше правительство в развитии судебной власти как независимой ветви государственной власти или нет.