Широкая законотворческая деятельность развернулась и в области третейских судов.


Министерство юстиции РФ выдвинуло на общественное обсуждение проекты федеральных законов, направленные на реформирование третейского судопроизводства. Было собрано свыше двухсот предложений, в работу принято около трети. На повестку дня законодатель ставит решение следующих проблем: 1) наличие так называемых «карманных» третейских судов; 2) отсутствие в законодательстве единых требований к деятельности самых судов и квалификации судей; 3) отсутствие механизмов ответственности, и др. В результате рассмотрения и обсуждения законопроектов, предусматривающих новую трактовку самого понятия «третейское судопроизводство», Минюст обозначил основную цель – формирование единой современной регуляторной среды для третейских институтов. 


Третейский суд – это форма разбирательства, при которой два спорящих лица обращаются за помощью к третьему, которому доверяют разрешение гражданско-правового спора. Эта форма очень демократичная, так как основана на двухстороннем доверии третьему лицу и добровольном подтверждении своих намерений исполнить решение третьей стороны по предмету спора. Третейские суды важны еще и потому, что разгружают государственную судебную систему, разбирают спор быстрее и порой дешевле. Кроме того, третейский суд – конфиденциальный способ разрешения споров, тогда как разбирательство в государственных судах ведется публично. 


Отчасти и это стало причиной пристального внимания законодателя к самой сути третейского судопроизводства. Немаловажно, что решение третейского суда вступает в силу немедленно, если срок не оговорен отдельно, обжалованию оно не подлежит, равно как и проверке государственными судебными органами. То есть «под покровом тайны» конфиденциальности могут добропорядочно разрешаться споры между двумя предпринимателями, а могут проводиться финансовые или административные махинации. Поэтому, обобщив опасения государства и правительства, обозначив очевидный круг проблем и применив лучший европейский опыт, Минюст встал на путь выстраивания регуляционных механизмов такого, казалось бы, личного гражданского вопроса. Мы сочли своим долгом прокомментировать наиболее существенные изменения. 


Предлагаемый закон о третейском разбирательстве делает упор на следующие аспекты: 1. Устраняет слово «суд» из сферы подобного разбирательства. Это общемировая практика: слово «суд» применяется только к государственным судам, негосударственные именуются словом «арбитраж». Это изменение, видимо, призвано дистанцировать в головах широкой общественности одно от другого, но на наш взгляд, эффективность спорна. 2. Уточняет регулирование арбитражного разбирательства, что в целом хорошо. 3. Вводит запрет на внесение изменений в реестры ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП и даже в реестры акционеров на основании решения коммерческого арбитража. Такие изменения возможны, если решение арбитража прошло проверку государственным арбитражным судом и было им легализовано. 4. Устанавливает, что постоянно действующий арбитраж может создаваться только как некоммерческая организация. Учредителем может быть тоже только некоммерческая организация. Таким образом, затруднится работа по созданию постоянно действующих арбитражей. 5. Арбитраж в принципе рассматривает гражданско-правовые споры. При этом существует тенденция по изъятию из компетенции арбитража тех категорий, в которых явно присутствуют интересы государства. Например, споры, связанные с арендой лесного фонда, с регистрацией недвижимости или порядком выполнения госзаказа. Наличие в споре публично-правового элемента (государственный регистратор, арендодатель – государство) создает явные предпосылки для вмешательства судебной системы. 


Проводя столь масштабные реформы, законодатель утверждает, что совершенствование как законодательства о банкротстве, о единстве судебной практики (слияние двух судебных институтов), так и упрочение или пересмотр таких базовых понятий, как третейское судопроизводство, – все эти меры направлены на оздоровление российской судебной системы, на облегчение работы с ней граждан и предпринимателей.В конечном счете все изменения должны будут повысить доверие к российской юрисдикции в частности, к российскому экономическому климату в общем, чтобы на более высоком уровне укрепить авторитет России на мировой арене и сделать ее инвестиционно привлекательной. В формате государства и мирового авторитета совершенствование каждой отдельно взятой области жизни общества – действительно «политика малых дел». Но важно не забывать, что все новое должно взаимодействовать со всем окружающим, а потому к любому вопросу стоит подходить комплексно.